Городская поликлиника
Жестокое обращение с детьми.
24.11.2016

 жестокое обращение с детьми 


Жестокое обращение с детьми.

 

Информационный бюллетень

Основные факты

  • Одна четверть всех взрослых сообщают о том, что в детстве они подверга­лись физическому насилию.
  • 1 из 5 женщин и 1 из 13 мужчин сообщают о том, что в детстве они под­вергались актам сексуального надругательства.
  • Последствия жестокого обращения с детьми включают пожизненные нару­шения физического и психического здоровья, а его последствия в социальной и профессиональной области могут в конечном итоге замедлить экономическое и соци­альное развитие страны.
  • совершение насилия или становление жертвой насилия;
  • депрессия;
  • курение;
  • ожирение;
  • сексуальное поведение высокого риска;
  • незапланированная беременность;
  • вредное употребление алкоголя и наркотиков.
  • ребенок в возрасте до 4 лет или подросток;
  • нежеланный или не оправдывающий ожиданий родителей ребенок;
  • ребенок, имеющий особые потребности, постоянно плачущий или имею­щий патологические физические особенности.
  • трудности, связанные с новорожденным;
  • оставление ребенка без внимания;
  • подвергание жестокому обращению в детстве;
  • неосведомленность в отношении развития ребенка или нереальные ожида­ния;
  • вредное употребление алкоголя или наркотиков, в том числе во время бере­менности;
  • вовлеченность в преступную деятельность;
  • испытываемые финансовые трудности.
  • проблемы в области физического или психического здоровья или разви­тия какого-либо члена семьи;
  • разлад в семье или насилие между другими членами семьи;
  • изолированность в сообществе или отсутствие круга поддержки;
  • отсутствие поддержки в воспитании ребенка со стороны других членов се­мьи.

Жестокое обращение с детьми – это плохое обращение с детьми в возрасте до 18 лет и отсутствие заботы о них. Оно охватывает все типы физического и/или эмоциональ­ного жестокого обращения, сексуального насилия, пренебрежения, невнима­ния и эксплуатации в коммерческих или иных целях, что приводит к нанесению реального или потенциального вреда здоровью, выживаемости, развитию или достоин­ству ребенка в контексте взаимосвязи ответственности, доверия или власти.

 

 

Масштабы проблемы

Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой с серьезными по­жизненными последствиями. Несмотря на то, что недавно были проведены исследова­ния в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода, многих данных до сих пор не хватает.

Международные исследования показывают, что одна четверть всех взрослых подвергались в детстве физическому насилию, и что 1 из 5 женщин и 1 из 13 мужчин подвергались в детстве актам сексуального надругательства.

По оценкам, ежегодно происходит 34 000 убийств детей в возрасте до 15 лет. Эта цифра недооценивает истинные масштабы проблемы, так как значительная доля слу­чаев смерти в результате жестокого обращения с детьми неправильно приписывается к падениям, ожогам, утоплениям и другим причинам.

В условиях вооруженных конфликтов и в лагерях для беженцев девочки осо­бенно подвержены сексуальному насилию, эксплуатации и жестокому обращению со сто­роны военных, представителей сил безопасности, других членов их сообществ, гумани­тарных работников и других лиц.

 

Последствия жестокого обращения

Жестокое обращение с детьми причиняет страдания детям и семьям и может иметь долговременные последствия. Жестокое обращение приводит к стрессу, который связан с нарушением раннего развития мозга. Экстремальный стресс может нарушать раз­витие нервной и иммунной систем. Вследствие этого, в зрелом возрасте людям, под­вергавшимся жестокому обращению в детстве, угрожает повышенный риск возникнове­ния проблем в области поведения и физического и психического здоровья, таких как:

В результате таких последствий для поведения и психического здоровья жесто­кое обращение может приводить к развитию сердечных и онкологических заболеваний, самоубийствам и инфекциям, передаваемым половым путем.

 

Факторы риска

Определены факторы риска жестокого обращения с детьми. Эти факторы риска присутствуют не во всех социальных и культурных условиях, но они дают общее пред­ставление при попытках понять причины жестокого обращения с детьми.

 

Ребенок

Важно подчеркнуть, что дети являются жертвами и их никогда нельзя обвинять за жестокое обращение. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут уси­лить вероятность жестокого обращения с ним:

Родители или воспитатели

Некоторые особенности родителей или воспитателей могут повысить риск жесто­кого обращения с ребенком. Среди них можно перечислить следующие:

 

Взаимоотношения

Ряд факторов во взаимоотношениях в семьях или между сексуальными партне­рами, друзьями и ровесниками может повышать риск жестокого обращения с детьми, на­пример:

– преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.

 

ПРИЗНАКИ ЖЕСТОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Внешний вид:
-множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);
- задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей);
- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

 

Основные типы травм:
На теле – синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера.
На голове – ретинальные геморрагии (кровоизлияния в глазное яблоко), участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.
Особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется ретинальными геморрагиями и субдуральными гематомами (кровоизлияния под оболочки головного мозга) без наружных признаков повреждений. Проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие.
Возраст 0 - 6 мес.:
- малоподвижность;
- безразличие к окружающему миру;
- отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;
- редкая улыбка в возрасте 3-6 мес.
Возраст 6 мес. – 1.5 года:
- боязнь родителей;
- боязнь физического контакта со взрослыми;
- постоянная беспричинная настороженность;
- плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;
- испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.
Возраст 1,5 – 3 года:
- боязнь взрослых;
- редкие проявления радости, плаксивость;
- реакция испуга на плач других детей;
- крайности в поведении – от чрезмерной агрессии до безучастности.
Возраст 3 года – 6 лет:
- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
- пассивная реакция на боль;
- болезненное отношение к замечаниям, критике;
- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
- негативизм, агрессивность;
- лживость, воровство;
- жестокость по отношению к животным;
- склонность к поджогам;
Младший школьный возраст:
- стремление скрыть причину повреждений и травм;
- одиночество, отсутствие друзей;
- боязнь идти домой после школы.
Подростковый возраст:
- побеги из дома;
- суицидальные попытки (попытки самоубийства);
- делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение;
- употребление алкоголя, наркотиков.
Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;
- позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
- обвинение в травмах самого ребенка;
- неадекватность реакций родителей на тяжесть повреждения, стремление к её преувеличению или преуменьшению;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
- невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
- обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
- рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- признаки психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).

 

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.
Дети дошкольного возраста:
- ночные кошмары;
- страхи;
- регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для младшего возраста);
- несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
- открытая мастурбация;
- несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
- беспричинные нервно-психические расстройства.
Дети младшего дошкольного возраста:
- низкая успеваемость;
- замкнутость, стремление к уединению;
- изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);
- ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
- несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
- стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.
Дети старшего школьного возраста, подростки:
- депрессия;
- побеги из дома или институциональных учреждений;
- низкая самооценка;
- угрозы или попытки самоубийства;
- сексуализированное поведение;
- употребление наркотиков или алкоголя;
- проституция или беспорядочные половые связи;


Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость)– отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка:
- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
- отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
- нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.
Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.
Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка– признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
- утомленный, сонный вид, опухшие веки;
- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, - во время пребывания в больнице или приюте);
- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
- задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;
- выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание, характерные для грудных детей;
- частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;
- многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;
- повторные повреждения от случайных травм или отравлений.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:
- постоянный голод и/или жажда;
- кража пищи;
- стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе - внимание взрослых;
- требование ласки и внимания;
- подавленное настроение, апатия;
- пассивность;
- агрессивность и импульсивность;
- деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
- неумение общаться с людьми, дружить;
- неразборчивое дружелюбие;
- регрессивное поведение;
- мастурбация;
- трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
- низкая самооценка.
Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.

Однако сексуальное насилие и психическое (эмоциональнее) распознаются чрезвычайно трудно. Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением.

 

В случае, если у Вас появились подозрения и/или выявлены факты жесткого обращения с несовершеннолетними, обстоятельств представляющих угрозу жизни/здоровью несовершеннолетнего необходимо незамедлительно информировать дежурную часть территориального округа МВД России.